Узнавание тропов

1.1  Узнавание тропов. Рядом с каждым термином из диктанта напишите номер примера, иллюстрирующего его.

В саду горит костер рябины красной, //
Но никого не может он согреть. (С.Есенин)
Метафора.
Осторожно ветер // Из калитки вышел, // Постучал в окошко, //Пробежал по крыше…(М.В.Исаковский) Олицетворение.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, // Пусть дождем опадают сирени // Все равно я отсюда тебя заберу // Во дворец, где играют свирели… (В. Высоцкий) Сравнение.
Ты живительной улыбкой, // Свежей прелестью лица // Пробуждаешь к чувствам новым // Утомленные сердца.  (П.А..Вяземский) Эпитет.
Страна Восходящего Солнца. Перифраз.
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Гипербола.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. // Я гладил все его; как шелковая шерстка. (А.С.Грибоедов) Литота.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром // Москва, спаленная пожаром, //Французу отдана… (М.Ю.Лермонтов) Синекдоха.
А ты сам ступай, детинушка, //На высокое место лобное, // Сложи свою буйную головушку. // Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить, // Чтобы знали все люди московские, // Что ты не оставлен моей милостью… (М.Ю.Лермонтов) Ирония.
Все поле охнуло. (А.С.Пушкин) Метонимия.

1.2 Задание А3 ГИА.

Укажите, каким средством художественной выразительности является выделенное сочетание слов в предложении «Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества?»

1. Сравнение.
2. Олицетворение.
3. Синекдоха.
4. Метафора.

Укажите, какое  средство художественной выразительности определяет эмоциональный настрой  в предложении «Передо мной — крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!»

1. Олицетворение.
2. Эпитет.
3. Метафора.
4. Сравнение

1.2.1. Поработаем с развернутыми сравнением и метафорой.
1.2.2. Деловая игра «Разворачивающаяся кооперация». Найдите развернутую метафору в отрывке из поэмы В.В.Маяковского «Во весь голос». Каким образом происходит ее развертывание?

Парадом развернув моих страниц войска,
я прохожу по строчечному фронту
Стихи стоят свинцово-тяжело,
готовые и к смерти, и к бессмертной славе
Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.
Оружия любимейшего род,
готовая рвануться в гике,
застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики.
И все поверх зубов вооружённые войска,
что двадцать лет в победах пролетали,
до самого последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.
В.Маяковский

(Ниже дан предполагаемый  ответ):

В начале стихотворения есть метафора строчечный фронт. Она развертывается через олицетворение (стихи-солдаты), метафоры (поэмы-пушки, кавалерия острот, пики рифм, стихи-войска).

1.2.3 Деловая игра «Разворачивающаяся кооперация». В данных стихотворениях найдите тропы.

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

А.А.Ахматова

 

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась

К.Симонов

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…

А.Твардовский

1.3 Обсуждение выводов. Потеряло ли стихотворение А.Твардовского художественную выразительность? За счет же чего в этом стихотворении достигается художественная выразительность? (Ниже дан предполагаемый  ответ):

Лексические средства выразительности используются по-разному. Иногда их вообще может не быть, т.к. любое слово в поэтическом тексте может иметь воздействие и есть синтаксические средства выразительности.

Добавить комментарий