Сжатые тексты изложений из открытого банка заданий ФИПИ 9 класс

 Сжатые тексты изложений из открытого банка заданий ФИПИ

 Текст № 1.

Сущность понятия «власть» заключается в возможности человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Люди покорные от этого обычно страдают, но если раз им удалось выйти из повиновения, то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если всегда командовать, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок, потому что на равных общаться он не умеет. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье.

Командовать и управлять людьми –разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье людей. (94 сл.)

Текст № 2.

Мы говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. Самая большая проблема – уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. Если в ранние годы в человека не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Они недодали своему ребёнку душевного тепла и стремятся в будущем восполнить это запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что он так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (99 сл.)

Текст № 3.

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в образе и распорядке жизни. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Мы живём в разных ритмах, поэтому встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место.

Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью. (98 сл.)

Текст № 4.

Нет универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем в детстве. Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (92 сл.)

Текст № 5.

Нельзя одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство. Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет своё место в мире. Искусство позволяет узнать и понять людей, потому что даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

С глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ времени и человека, передать его потомкам. (94 сл.)

Текст № 6.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Оставшиеся в живых сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (94 сл.)

Текст № 7.

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Человеческое общество сформировалось и существует благодаря общему делу, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.

Утверждение о том, что есть только наши собственные интересы, звучит эгоистично. В этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Индивидуализм разрушает и ослабляет общество. Только взаимная поддержка может сохранить и укрепить людей.

Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. Надо помогать, не ища для себя выгоды. Тогда и тебе помогут обязательно. (90 сл.)

Текст № 8.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.

У каждого человека должна быть школа благоговейного отношения к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим.

В начале всего стоит Любовь. С нею человек обретает важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему живому приближает человека к счастью. (81 сл.)

Текст № 9.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности, когда на добро отвечают злом.

Нравственность – это путеводитель по жизни. Если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

К этому явлению относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится, и вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Творят добро возвышенные натуры. (90 сл.)

Текст № 10.

Есть ценности, которые изменяются. Но всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей является дружба.

Люди часто употребляют это слово. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (97 сл.)

Текст № 11.

Времена меняются, у новых поколений всё не такое, как у прежних. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Нынешних подростков волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками, показать свои качества и способности тому, кто готов его понять.

Любовь – это доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что способна личность. Настоящая любовь больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё, что составляет наш мир. (99 сл.)

 

Текст № 12.

Какой  бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. Такие утраты невосполнимы. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Но всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. (83 сл.)

Текст № 13.

Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла к себе внимание в середине XX века. Всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной серьёзных заболеваний и житейских проблем.

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимому хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. (87 сл.)

Текст № 14.

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. В сложных жизненных обстоятельствах человек зовёт мать и верит, что она, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них. (97 сл.)

 Текст № 15.

У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связано светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – ключ к сознанию ребёнка. Необходимо тщательно выбирать игрушку, ведь она принесёт в его мир свой образ, поведение, систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (99 сл.)

Текст № 16.

В детстве человек счастлив по умолчанию. По природе своей ребенок инстинктивно предрасположен к счастью. Какой бы трудной ни была его жизнь, он все равно радуется. Детская душа более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.

С возрастом всё изменяется. Как бы благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней что-нибудь плохое. Мы верим в придуманную нами драму, жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания душевные силы.

Когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания. Тогда мы начинаем сожалеть о том, что переживали из-за ерунды, а не жили в своё удовольствие. (98 сл.)

Текст № 17.

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. Никто не сказал: добрым. Доброта не ставится в один ряд с мужеством и храбростью, хотя без неё невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Они усваиваются с познанием первых истин, главная из которых – ценность жизни. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура –  средоточие человечности. Сегодня нам стоит быть более добрыми по отношению друг к другу. Следование путем добра – единственный путь для человека. Он полезен всему обществу. (88 сл.)

Текст № 18.

Меня предал родной человек, лучший друг. Такие высказывания мы слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Сильную боль приносит «булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь на пробуждение совести у предателя. Совесть – функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, совершая одно предательство за другим.

Предательство разрушает достоинство человека, при этом предатели ведут себя по-разному. Пытаются оправдать содеянное, впадают в ощущение вины и страха, стараются все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной. (97 сл.)

 Текст № 20.

Уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива. Невозможно забыть подвиг и принесенные во имя победы жертвы.

Четыре года войны по тяжести пережитого не могут сравниться ни с чем. Но память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится ветеранов. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, горький опыт прошлых лет забудется. Этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны питает литературу, искусство. В этом боль народа, потерявшего за годы войны миллионы человеческих жизней. Важно в разговоре на эту тему сохранять меру и такт в отношении к правде войны, к ее участникам. (99 сл.)

 Текст № 21.

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Значение искусства, прочно вошедшего в нашу жизнь, велико.

Соприкосновение с миром творчества доставляет радость и бескорыстное наслаждение. Неправильно видеть в произведениях искусства только средство получения удовольствия. Значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, становясь хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Поэтому в трудные минуты жизни люди обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. (96 сл.)

Текст № 22.

В чём польза чтения? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают внутренний мир, делают умнее, увеличивают словарный запас, вырабатывают ясное мышление. После прочтения классического произведения станет проще выражать мысли. Чтение серьёзных произведений заставляет постоянно думать, оно развивает логическое мышление.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры, на духовное развитие. После прочтения классического произведения люди начинают меняться в лучшую сторону. (83 сл.)

Текст № 23.

Дружба – это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить кого-то быть другом.

Для дружбы нужно многое. Главное – взаимное уважение. Нужно считаться с мнением друга. Уважение проявляется в словах и делах. Друг чувствует, что его ценят. В дружбе важно доверие. Друг может совершать ошибки, но все мы не совершенны. Это основные условия для дружбы. Также для нее важны нравственные ценности. Укрепляют дружбу общие интересы. Но для старой дружбы это не принципиально.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут  приносить человеку различные переживания.  Ведь без дружбы жизнь немыслима. (90 сл.)

Текст № 24.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны создавать ощущение, что мы живем в этом будущем и становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она не дает нам успокоиться и показывает иную жизнь. Она тревожит и заставляет желать этой жизни. В этом ее ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом, остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать и воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (99 сл.)

Текст № 25.

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как и трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца. Его дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. В этом ему помогали взрослые сыновья.

Руководила домашним хозяйством жена и мать. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна. Ей помогали дети.

В такой семье доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь, дающую начало любви за пределами дома. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы. От не любящего и не уважающего своих родных человека трудно ждать уважения к другим. (104 сл.)

 Текст № 26.

Некоторые считают, что человек взрослеет в определённом возрасте, например, становясь совершеннолетним. Но есть люди, которые в более старшем возрасте остаются детьми. Что значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, умение обходиться без помощи. Человек свои трудности должен преодолевать сам. Бывают ситуации, когда одному не справиться и приходится просить помощи. Но в целомвзрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он планирует свою жизнь, оценивает себя, понимает, что многое в жизни зависит от него. Быть взрослым – значит отвечать за других. Но для этого надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта. (106 сл.)

 Текст № 27.

Слово «культура» многогранно. Оно несёт в себе понятия духовности, знания, истинной красоты. И если люди поймут это, страна станет процветающей. Было бы хорошо иметь в каждом городе и посёлке центр культуры.

Истинная культура направлена на воспитание и образование. Во главе таких центров должны стоять люди, понимающие настоящую культуру и её значение.

Ключевые ноты культуры – мир, истина, красота. Культурой должны заниматься люди честные, преданные своему делу. Культура – огромный океан творчества. Всем найдется место и дело. Если все примут участие в её создании и укреплении, то планета станет прекраснее. (87 сл.)

 Текст № 28.

Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного, уважающего себя и окружающих. Его отличает творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых ситуациях. Главная цель такого человека – увеличить добро в мире, осчастливить людей. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют мало времени культуре. Процесс приобщения к культуре происходит с детства, когда ребёнок знакомится с традициями, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (96 сл.)

 

Текст № 29.

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. Но могут дружить и люди разных профессий.

Могут дружить даже противоположные характеры. Дружба –не только равенство и сходство, но и неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дарит свой опыт, другой обогащается им. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях.

Друг утверждает твою правоту, талант, заслуги и разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках. (85 сл.)

 Текст № 30.

Хорошая книга должна быть увлекательной, заставляющей задуматься, написанной богатым языком и несущей глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться одним жанром или родом литературы. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них.

Классическая литература – это обязательная база для всех, в которой есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат чуткости, эмоциональности, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Читайте научно-популярную литературу, она расширит ваш кругозор и даст возможность саморазвитию. Надеемся, что книга станет вашим лучшим другом. (98 сл.)

 Текст № 31.

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо самому испытать ее, воспринять и пожить в ней. Надо почувствовать, как доброта овладевает сердцем, словом и жизнью. Она приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что не сразу верится. Это теплота, согревающая сердце. Человек, испытавший чужую доброту, когда-нибудь ответит своею.

Великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот мигчеловек находит в себе лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое. Для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (96 сл.)