Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Тема урока: Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Цель: научить отбирать материал к сочинению, характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения.

Задачи:

  • обучить составлению сложного плана;
  • подготовить учащихся к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Место урока в учебном процессе: заключительный урок по роману «Дубровский»

Ход урока

  1. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока. 

                             (слайд№1)

  1. Определение формулировки темы сочинения.

Учитель предлагает несколько тем о Троекурове: «Троекуров – старинный русский барин», «Троекуров и Андрей Дубровский » и тему «История жизни Владимира Дубровского».

(слайд №2)

— Какая из предложенных тем требует дать полную характеристику героя? (первая и третья)

  1. Составление плана предложенных сочинений

1) Характеристика Троекурова

— Кого изобразил Пушкин в образе Троекурова?

— Назовите и перечислите основные черты Троекурова.

-Почему Троекуров стал таким человеком?

-Каково отношение Пушкина к таким людям, как Троекуров?

— Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Троекурова?

— Какие художественные приемы использовал Пушкин, чтобы ярко нарисовать образ Троекурова?

Примерный сложный план характеристики Троекурова (Первая тема сочинения)          (Слайд №3)

Троекуров жил в эпоху крепостного права и по своему рождению принадлежал к дворянам-помещикам, владевшим сотнями крепостных. Сознание своей власти над окружающими людьми, безнаказанности, раболепство, лесть окружающих, привычка считать себя выше других людей и ни с кем, кроме себя, не считаться, праздность, возможность выполнять все свои прихоти и капризы сделали его эгоистом и самодуром.

2) История жизни Владимира Дубровского.

Это сочинение –рассуждение, в котором также необходима полная характеристика персонажа.

  • Что мы знаем о жизни молодого Дубровского до приезда к отцу?
  • Как отразилось на его судьбе известие о болезни отца? Какие действия он предпринял и почему?
  • Что толкнуло Дубровского на преступление? Прав ли он в своем решении?
  • Как относится автор к Дубровскому? Из чего это видно?

Примерный план сочинения   (слайд №5)

3) Троекуров и Андрей Дубровский

Тема носит сопоставительный характер. Она дает возможность найти черты отличия и сходства двух героев. План для данного сочинения предлагается учащимся сделать самостоятельно, т.к. аналогичный план составлялся в ходе изучения первых глав романа. В заключении можно сопоставить план, составленный учениками , и план, предложенный учителем, и внести коррективы.

Примерный план сочинения          (слайд № 3)

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание (слайд №6)