ЕГЭ тренировочные тесты русский язык

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

 (1)Основная идея учения о биосфере Земли выдающегося естествоиспытателя академика В.И. Вернадского состоит в том, что высшая форма развития материи на Земле — жизнь — определяет и подчиняет себе все другие процессы. (2)Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы. (3)<…> она формирует облик нашей планеты.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Жизнь как высшая форма развития материи на Земле, по утверждению академика В.И. Вернадского, воздействует на неорганический мир и процессы в нём и формирует облик нашей планеты.

2) В.И. Вернадский — выдающийся учёный, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии.

3) Будучи высшей формой развития материи на Земле, жизнь, по мнению академика В.И. Вернадского, воздействуя на неорганический мир и процессы в нём, формирует облик нашей планеты.

4) Высшая форма развития материи на Земле — жизнь.

5) Жизнь оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы.

  1. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3)

предложении текста? Выпишите это слово.

Хотя

Именно

Например

Однако

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, жен.

  1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.
  2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать жизнь кому-н. (родить; высок.; также перен.). Жизнь растения. Рисковать жизнью. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Отдать жизнь за кого-что-н. (пожертвовать собой).
  3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни. Моя жизнь в деревне.
  4. 4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

Общественная жизнь. Семейная жизнь. Кипучая жизнь.

  1. Реальная действительность. Провести решение в жизнь.
  2. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни.

Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.)

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.

Выпишите это слово.

понялА

обОдрить

Отрочество

навЕрх

заперлА

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.

Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.

Летом в дачном доме оставляли ОДИНАРНЫЕ рамы.

ОДИНОКИЕ люди нередко прячутся в мире собственных фантазий.

Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ОТТУДОВА

килограмм абхазских МАНДАРИНОВ

опытные ИНЖЕНЕРЫ

пара НОСКОВ

ДЕВЯНОСТА рублями

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

1) Собирая грибы, в осеннем лесу было сыро и холодно.

2) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского

моря циклона и что тёплой погоды больше не будет.

3) Замечено, что те, кто в детстве проводили больше

времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

4) Не спеша работая вёслами и прислушиваясь к

замирающиму  звону, мы говорили о путешествии в Савойю.

5) Благодаря усилий старого директора музей вошёл в

тройку лучших музеев Москвы.

6) На картине В.Э. Борисова-Мусатова «Весне» тонко

передано состояние природы.

7) Крупные хлопья снега белыми ватными клочьями

закружились, плясали в тяжёлом влажном воздухе.

8) В «Сорочинской ярмарке», написанную Н.В. Гоголем,

воссоздан колорит Малороссии.

9) Листая страницы великих произведений русской

литературы, понимаешь, что до какой степени высокое

место занимают среди них романы Л.Толстого.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..стающий

з..ря,

укр..титель

к..саться

к..мпаньон

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..образ, н..илучший

пр..обретенье, пр..светлый

в..лелеять, обе..кровленный

вз..скательный, по..сковый

п..догреть, нед..есть

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

налаж..вать

сбивч..вый

откле..ваться

караул..вший

стержн..вой

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Поищ..м щенка

овца щипл..т траву,

неопису..мая радость

увид..шь друга,

непромока..мый плащ

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

(Не) понятное правило трудно запомнить.

Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

(Не) высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

  1. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

  1. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пришли долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.

2) Специалистов-водителей постоянно не хватало как в тылу так и на фронте.

3) В доме Эренбургов и люстры и зеркала и даже кухонный стол были произведениями искусства.

4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.

5) Много желал да ничего не поймал.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.

  1. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) бесспорно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

 

  1. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?

1) равнодушия

2) любви

3) ненависти

4) недоумения

 

  1. 21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 27 – 30?

1) рассуждение

2) описание и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

 

  1. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1                       2) 9                             3) 22                          4) 23

 

  1. Среди предложений 22 – 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. А__________ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как Б__________ (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают В__________ («спас» – «предал» в предложении 32), а Г__________ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

5) эллипсис

6) градация

7) экспрессивно окрашенное слово

8) эпитет

9) лексический повтор

 

Часть 2

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

 (1)Между понятием и словом существуют сложные взаимоотношения: понятие обозначается словом и вне слова не существует, слово — его материальная основа. (2)Слово же, являясь необходимым условием и средством образования и существования понятия, само, в свою очередь, не может существовать без понятия, то есть быть «пустой оболочкой».

(3)<…> слово и понятие органически связаны.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Существование понятия вне слова и слова вне понятия невозможно, они органически взаимосвязаны.

2) Слово является материальной оболочкой понятия.

3) Понятие существует вне слова.

4) Слово как материальная оболочка понятия и собственно понятие взаимосвязаны и существовать друг без друга не могут.

5) Связь между понятием и словом не доказана.

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Зато

Таким образом,

Хотя

Напротив,

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, -я, ср.

1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе —условие успеха.

2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Условия перемирия.

3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Нарушить условие.

4) Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных  условиях.

5) Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы.

6) Обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.

 

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

гнала´

дове´рху

поня´вший

ще´лкать

кварта´л

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.

Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.

Котёнок был ИГРИВЫЙ и хорошенький: мордочка умненькая, сам пушистый.

Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

Лицо его расправилось, разгладилось, стало похоже на МАСЛЕНЫЙ блин.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками

САМЫЙ КРАТЧАЙШИЙ путь

все ДИРЕКТОРА гимназий

более ВЫШЕ

ПРОФЕССОРА вузов

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

1 Возможно, замедление развития ветроэнергетики в Европе

связано с кризисом, разразившийся в 2008 году.

2) Первая стая гусей долетели до острова Врангеля на

неделю раньше обычного.

3) В оде Пушкина «Вольности» раскрывается тема свободы.

4) Бабушка сказала, что не дам вам есть, пока не уберёте

комнату.
5) Приехав в Москву, у него началась полоса неудач.

6) Подойдя к дому, мне стало прохладно.

7) Познакомившись с ним, убедилась, что насколько он

ошибается в сложившейся ситуации.

8) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф и

разная старинная мебель.

9)Я вижу, как лошадка поднималась в гору.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..рать

заг..релый

водор..сли

к..саться,

к..мпаньон

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

чре..мерный, и..подтишка

пр..градить, пр..страстный

не..правданный, п..становка,

без..сходный,  по..грать

пре..писание, о..блеск

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

магни..вый

зашпакл..вать

нул..вой

корч..вать

запасл..вый

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Сломл..нный

немысл..мый

точ..шь

движ..шься

тревож..шься

 

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Дождь хлынул на нас (не) укротимым потоком.

Наше внимание привлекла (не) высокая стройная лиственница.

В молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать.

Меня манили (не) изведанные уголки земли.

Рассмотрение дела (не) завершено.

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.

(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.

Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.

И молодые, и старые работали КАК(БЫ)   (НА) ПЕРЕГОНКИ.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

 

  1. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.

2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.

3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.

5) Знание о мире собирается крупинками ( ) и никакая крупинка не бывает лишней.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся после открытий Галилео Галилея (2) и (3) завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила важный поворот в истории человечества.

 

  1. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. (2)Сколько лет гидроэлектростанциям и сколько Волге? (3)ГЭС – дело рук человеческих. (4)Мы помним строительство Волжской ГЭС, которая перегородила реку в Жигулях, как победно кричали об этом газетные заголовки… (5)Что ж, всё было правильно; страна вставала из руин Великой Отечественной; заводам, стройкам, городам требовалось электричество, много электричества, желательно более дешёвого. (6)Гидроэлектростанции, по убеждению учёных, давали нам его.

(7)С годами на Волге возник целый каскад гидростанций. (8)Они и сейчас безотказно дают ток. (9)Они помогли нам сделать рывок к звёздам –запустить ракеты, овладеть атомом…

(10)Всё так. (11)Из песни века, которую по праву можно назвать эпической, не выкинуть ни одного слова.

(12)Не выкинуть и других слов… (13)Тех, которые слагались народом о прекрасной реке, о её красоте, о приволье её вод и плёсов. (14)Тех плёсов, какие видел Пушкин в окрестностях Козьмодемьянска, Свияжска, Васильсурска, Чебоксар, Симбирска и которых мы с вами сейчас не увидим. (15)Их нет. (16)Вода поднялась, разлилась, поглотила красоту. (17)И, кстати, заодно замедлила течение. (18)Иначе и не могло быть в непомерно разлившихся водохранилищах. (19)В них теперь нет того сильного, могучего течения, которое очищало бы реку от нынешнего вредного, застойного цветения.

(20)Но это цветение – пусть извинит читатель за невольный каламбур  – это только цветочки. (21)С Волгой стало происходить такое, о чём ни мы с вами, ни Пушкин, ни какой-нибудь другой писатель, одарённый воображением сказочника, и подумать не могли.

(22)У слияния Суры с Волгой водная гладь поражает своей необозримостью. (23)За Васильсурском тоже рукотворное море. (24)Оно радует глаз, как радует его, как не может не радовать живая вода, разлившаяся привольно по земному лону.

(25)Но эта вода не живая. (26)Она если и не мёртвая вовсе, то полумёртвая. (27)Здесь – в глубинах и на отмелях водохранилища. (28)В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. (29)Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… (30)А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека. (31)Волжская сказочная рыба – стерлядь, осётр, судак. (32)Теперь она, набравшая за последние годы выше всякой нормы ртуть, отравлена.

(33)Да может ли быть такая норма?

(34)Ртуть вместе с другими – тоже не целебными – отходами сбрасывали в воду. (35)И вот концентрация ртути привела к катастрофе. (36)Пока, как сообщали газеты, лишь в бассейне водохранилища.

(37)Что будет дальше?

(По И. Смольникову*)

 

*Смольников Игорь Фёдорович (р. 1930) – русский писатель, поэт, литературный критик, публицист, автор разнообразных очерков и статей, посвященных преимущественно литературе и изобразительному искусству.

 

20.Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) После войны гидроэлектростанции нужны были нашей стране, чтобы получить дешёвое электричество.

2) Материальные интересы человека зачастую мешают сохранению природы.

3) Многочисленные водохранилища помогли спасти умирающую флору и фауну Волги.

4) Гидроэлектростанции нанесли серьёзный ущерб экологии.

 

21.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 9 – 11 содержится рассуждение.

2)В предложении 5 выражено отношение автора к тому, о чём сказано в предложении 3 – 4.

3) Предложения 29 – 30 объясняют содержание предложения 28.

4) В предложениях 31 – 33 представлено повествование.

 

  1. Укажите предложение, в котором использованы синонимы.

1) 5                                 2) 9                                             3) 19                                      4) 20

 

23.Среди предложений 12 – 19 найдите предложения, которые связаны с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номера этих предложений.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

  1. 24. «Описывая исчезающие природные богатства страны, автор использует А__________ («могучего течения» в предложении 19, «сказочная рыба» в предложении 31) и такое синтаксическое средство, как Б__________ (в предложении 16). Стремясь к объективности в рассуждениях о действиях людей, их отношении к природе, И. Смольников использует такой троп, как В__________ («… победно кричали об этом газетные заголовки»), но синтаксическое средство – Г__________ (предложение 33) – обнаруживает волнение и серьёзную обеспокоенность автора».

Список терминов:

1) эпитеты

2) ряд однородных членов

3) анафора

4) риторический вопрос

5) профессиональная лексика

6) диалектизмы

7) метафора

8) парцелляция

9) риторическое обращение

 

Часть 2

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

Вариант 3

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Витамины — это большая группа сложных органических соединений самой различной химической природы, в небольших количествах крайне необходимых для обмена веществ каждого организма. (2)При недостатке витаминов (авитаминозе) у человека и животного развивается ряд тяжёлых заболеваний, которые могут привести к гибели. (3)<…> вита-

мины обеспечивают само существование организма, недаром их назвали витаминами — от латинского слова «вита» — «жизнь».

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Большая группа сложных органических соединений различной химической

природы, называемых витаминами, обеспечивает обмен веществ и собствен-

но существование организма.

2) Авитаминоз приводит к тяжёлым заболеваниям, а иногда — к гибели.

3) Витамины — от латинского слова «вита» — означают «жизнь».

4) Витамины — это органические соединения, роль которых в организме не-

значительна, поэтому недостаток их или отсутствие не может привести к

тяжёлым последствиям.

5) Витамины — большая группа сложных органических соединений различ-

ной химической природы — участвуют в обмене веществ и обеспечивают

существование организма.

 

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Вопреки этому

Другими словами,

Хотя

А

 

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа. Живая природа.

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении чело-

веку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться

природой. На лоне природы.

4) Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.) Природа социальных

отношений.

 

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

добралА                                               закУпорить

прозорлИва                                        обОстренный

красИвее

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб от АБОНЕМЕНТОВ.

Со смотровой площадки перед нами открылись НЕОГЛЯДНЫЕ просторы.

Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание.

ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.

Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

любимые ПРОФЕССОРА

ярче СОЛНЦА

более ВОСЕМЬСОТ миллионов

ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

более ВЫСОКИЙ

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

1)Те, кто знаком с творчеством Лермонтова, знает,

что в пяти повестях его романа «Герой нашего времени»,

связанных единым внутренним сюжетом, раскрывается образ Печорина, героя своего времени.

2) Маяковский пишет, что «это было с бойцами, или

страной, или в сердце было моём».

3) Молчалин берёт пример с людей, которые, благодаря

своего умения приспосабливаться, долго держатся на

своих местах.

4) В журнале «Телескопе» были опубликованы

«Философские письма» П.Я. Чаадаева.

5) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих

туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

6) Подходя к музею Великой Отечественной войны,

школьников охватило сильное волнение.

7) Каждый человек должен не только ценить, но и

заботиться об окружающей природе.

8) Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.

9) Поговорив с подростком, брат понял, что насколько

тот ошибался в выбранном пути.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг..релый,

к..рифей

распол..житься

раст..рание

осв..тить (прожектором)

 

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

от..йти, н..играть

по..солнух, о..бросить

бе..фамильный, ра..бить

пр..падать (к земле), пр..внести

небез..звестный, контр..гра

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

достра..вая                                                    неряшл..вость

откле..ться                                                    ноздр..ватый

приветл..вый

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

заброш..нный                                              потревож..нный

независ..мый                                                 сыпл..шь

подмеч..нный

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.

(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.

У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица

Причины миграции птиц из этих районов еще (не) изучены.

Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой. (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.

 

Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки. А (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.

Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.

Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ) СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

 

В XVIII веке в русской музыке были особе(1)о распростране(2)ы мелодии, в которых явстве(3)о проступали черты народной песни.

 

  1. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Амундсен учитывал в своих путешествиях природные особенности Антарктики и опыт других ученых и технические возможности своего времени.

2) В национальном парке «Лосиный остров» произрастают как лиственные так и хвойные деревья.

3) Дали мне в дорогу письмо к дядюшке да денег три рубля ассигнациями.

4) Старый моряк не блистал эрудицией и остроумием и отличался необузданным нравом.

5) Ничего не известно о происхождении Атлантиды ( ) и поэтому исследователями строятся самые фантастические предположения.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Осенью около дома, построенного в лесу, заасфальтировали дорожку. (2)Весной и в дождливые летние дни можно было прогуливаться по ней, не рискуя увязнуть в размокшей земле. (3)Но прогуливаться удалось недолго. (4)В конце лета поверхность асфальта начала вздуваться буграми, которые росли не по дням, а по часам. (5)Вот один из бугров лопнул, и из центра развороченных глыб показалась коричневая шляпка гриба, нежная и бархатистая. (6)Вскоре лопнули и другие бугры, и вся дорожка стала искорёженной и развороченной. (7)Из центра хаоса в каждом разрушении торчали грибы. (8)Они были такими хрупкими, что легко ломались от любого прикосновения. (9)Но именно они, с виду очень слабые, и пробили асфальт.

(10)Наблюдая подобное, поражаешься скрытой силе, которую таит в себе жизнь. (11)Эта сила проявляется везде. (12)В микроскопические поры каменных пород она втискивает корни растений. (13)Голые скалы покрывает лесом, и он наполняется гомоном птиц и запахом трав.

(14)Сила жизни! (15)Это она превратила нашу планету, некогда пустынный скалистый шар, в цветущий зелёный оазис Вселенной.

(16)И чем глубже изучаешь природу, тем больше поражаешься загадкам жизни. (17)Далеко от океана вверх по течению реки появляются из икринок мальки лососей. (18)Вниз по течению плывут они к океану. (19)Выросшие в пути рыбёшки проплывают в бездонных пучинах десятки тысяч километров. (20)Но приходит время дать жизнь потомству. (21)Вновь проделав многие тысячи километров в обратном направлении в вечной мгле безбрежных просторов, они ищут устье своей родной реки. (22)Поднимаясь вверх по течению, прыгая через камни, завалы, одолевая плотины, находят место, где когда-то сами появились на свет, и откладывают там икринки, обеспечивая жизнь новому поколению. (23)Как им удаётся найти путь, как среди океанских глубин они могут запомнить дорогу и вернуться домой? (24)Всё это и сегодня остаётся загадкой.

(25)Кроты роют свои норы на берегу и зарываются в них на зиму, но всегда так, что отверстие норы размещается выше уровня будущего весеннего паводка.

(26)За миллиарды лет развития жизни на Земле живые существа приобрели способность использовать скрытые от нас силы природы. (27)Это позволило им выжить и совершенствоваться. (28)А ведь человек  –это лишь звено в бесконечной цепи живых существ, неразрывно связанное со всей цепью. (29)Многие из свойств, присущих более простым организмам, сохранились и у нас и проявляют себя тогда, когда мы об этом и не подозреваем. (30)О них надо знать для того, чтобы научиться использовать их. (31)Обидно сознавать, что очень часто многие люди не реализуют сотой доли тех возможностей, которыми с избытком их наградила природа. (32)Почему бывает так, что человек, наделённый талантом, попросту зарывает его в землю? (33)Сколько открытий не совершено, сколько людей не спасено только из-за того, что мы не нашли в себе сил, чтобы с честью выполнить свою высокую человеческую миссию!

(По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой*)

 

*Косицкий Григорий Иванович (1920–2000) – русский учёный, физиолог, педагог. Дьяконова Ирина Николаевна – учёный-физиолог, автор многочисленных  статей по медицине.

20.С какой целью автор приводит пример с кротами (предложение 25)?

1) показать вред, который кроты наносят природе

2)показать разумность всего живого на Земле

3) продемонстрировать образ жизни кротов

4) показать разницу между растениями и животными

  1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)Предложение 16 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 1 – 2.

2) Предложения 5 – 9 включают элемент описания.

3) В предложениях 21 – 22 перечислены происходящие события.

4) Предложения 32 – 33 содержат рассуждение.

  1. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.

1) 21                                2) 23                                       3) 26                             4) 32

  1. Среди предложений 7 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

  1. «Выражая своё восхищение силой жизни, известные физиологи Г. Косицкий и И. Дьяконова используют такие приёмы, как А__________ (предложения 8–9), Б__________ («как…, как…» в предложении 23). Рассуждая о том, что необходимо осознать человеку, авторы используют такой троп, как В__________ (предложение 28), и такое синтаксическое средство, как Г__________ (предложение 33)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) противопоставление

3) ирония

4) метафора

5) вопросно-ответная форма изложения

6) восклицательное предложение

7) диалектизм

8) лексический повтор

9) риторическое обращение

Часть 2

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

Вариант 4

 

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

 (1)Дезинформация — это не отсутствие (ноль) информации. (2)Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтаксической, прагматической) она создаёт в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искажённые ценности и цели.

(3)Формируемое <…> неверное сознание, в свою очередь, порождает не адекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям и планам дезинформатора.

 

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дезинформация — это отсутствие (ноль) информации.

2) Задача дезинформации как особого типа информации состоит в формировании неверного сознания и порождении неадекватных стремлений и форм поведения, что и является конечной целью дезинформатора.

3) Неадекватная информация формирует неверную картину действительности.

4) Дезинформация — это особый тип информации, формирующей неверное сознание, порождающее неадекватные стремления и формы поведения, что соответствует замыслу дезинформатора.

5) Задача любого дезинформатора — сформировать в аудитории неверное сознание, вызвать неадекватные стремления и формы поведения.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом

здесь

другими словами

именно

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,

последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п.

Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

углуУбить

отозвалА

обнялАсь

заселенА

щемиИт

 

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

 

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЛЯГТЕ на коврик

красивый ТЮЛЬ

пара ВАРЕЖКОВ

к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ избирателям

много ГЕОРГИНОВ

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

1) Изображая Петербург, Гоголем используется синекдоха.

2) Каждый человек должен не только любить, но

и заботиться об окружающем мире.

3) Тургенев писал, что «Базаров — мое любимое детище,

на которое я потратил все находящиеся в моем

распоряжении краски».

4) Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов,

становится примером для подражания.

5) Ордена первой степени в дореволюционной России

носили на широкой ленте, надевавшиеся через плечо.

6) Гомер в поэме «Одиссее» упоминал об использовании

янтаря в качестве украшения.

7) По окончанию экзаменов вы получите аттестат.

8) Ручей выбежал из леса и на полянке развалился

небольшим озером, по берегам которого разрастались

ярко-жёлтые первоцветы.

9) Размышляя над прочитанным произведением, видишь,

что насколько главный герой изменился в лучшую сторону.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый,

благораспол..жение

компр..мисс,

соприк..снувшись,

обог..щение

 

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

достопр..мечательность, пр..стол,

квартирос..емщик, фортеп..янный,

под..грать, меж..нститутский,

бе..пошлинный, ди..баланс

о..бросить, на..пись

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстра..вая

проста..вавший

алюмини..вый

раскра..вать

милост..вый

 

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

туш..шь

дыш..шь

неж..шься,

изуч..нный

гон..мый

 

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

 

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Современные государства по форме национально-государственного устройства являются унитарными либо федеративными.

2) Мороз украшает город алмазами и жемчугами и рисует белые узоры на окнах домов.

3) Сад и поле и лес залиты утренним солнцем.

4) Специалистов-водителей не хватало как в тылу так и на фронте.

5) Яркая молния передёрнула небо ( ) и я увидел над окном дымный облачный вал.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

  1. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)22                             2)2                                    3)24                            4)4

  1. Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

  1. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5                    2) 7                              3) 17                                     4) 4

  1. Среди предложений 13-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

 

24.«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется  А ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, Б___, В___ – также подчёркивают замысел автора.

Г___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  –  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к вариантам  1- 4

 

задания

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 13 14 15 24
2 Именно Таким образом Другими словами Таким образом
3 1 1 2 2
4 Ободрить Доверху Обострённый Углубить
5 Наличие Отгородить Абонентов Поступок
6 Оттуда Более высокий Более восьмисот Пара варежек
7 89637 17329 59418 59648
8 Укротитель Покарать Осветить Обогащение
9 Подогрет недоесть Неоправданный постановка Припадать привнести Беспошлинный дисбаланс
10 Стержневой Запасливый Ноздреватый Алюминиевый
11 Увидишь Сломленный Независимый Изученный
12 Не появившийся не завершено Неправильные Невысокий
13 Итак наконец Причём поэтому Откуда напротив Чтобы также
14 13 13 2 1234
15 15 25 25 45
16 1234 14 123 12
17 1234 34 34 34
18 1 134 2 2
19 124 134 1234 134
20 4 3 2 3\24
21 1 4 1 4
22 2 3 32 4
23 23 1519 11 17
24 9217 1274 8546 3895